Первые массовые акции против военной агрессии России в отношении Украины состоялись 2 и 15 марта 2014 года. По данным организаторов, в Москве Марш Мира собрал около 100 000 человек. В последующие годы в Москве и других городах России проходили серии одиночных пикетов за освобождение крымских татар, украинских узников и обмен по списку Олега Сенцова.
После полномасштабного вторжения российской армии на территорию Украины прошли волнения и протестные акции. Под давлением силового и законодательного подавления гражданской активности уличный протест начал трансформироваться в такие формы сопротивления как арт-активизм, партизанскую деятельность.
Три нижеуказанных раздела находятся в разработке.
Если вы хотите узнать о протестных акциях россиян, читайте следующие издания:
— ОВД-инфо
— Медиазона
— Activatica
ГОЛОСА
Борис Немцов
«Путин начал безумную агрессивную политику войны»
27 февраля 2015 года. Последний эфир — о планах провести антикризисный марш — на «Эхе Москвы» за три с половиной часа до убийства
[Наши] политические требования ключевые: это немедленное прекращение войны с Украиной. Важнейшая причина кризиса в том, что Путин начал безумную, агрессивную, смертоносную для нашей страны и для многих граждан политику войны с Украиной. Документально доказано там присутствие российских войск. Meduza
«Задача оппозиции сейчас — просвещение и правда.
А правда в том, что Путин — это война и кризис».
Б. Немцов, запись в Facebook от 31 января 2015 года
«Путин. Война» — доклад о вмешательстве России в украинскую политику и применении российских вооружённых сил при оккупации и аннексии Крыма и в войне на востоке Украины, дана предположительная оценка людских потерь и расходов, которые понесла российская экономика. Презентация доклада «Путин. Война» состоялась 12 мая 2015 года. Читать здесь
Ольга Седакова
Выступления против собственных клептократов и практиков того стиля жизни, который условно назовем «сталинизмом» (то есть, государства, в котором власть ничем не ограничена, не отвечает перед собственным населением и не информирует его о своих предприятиях, а подданный должен быть ей «беззаветно предан») воспринимаются как «антирусские» акции. И это, к сожалению, не простой вопрос. Такой режим поддерживается из Москвы, к такому режиму – все более концентрированному – движется Россия. Окончательного разделения «русского» и «советского» у нас не произошло. Люди Майдана предприняли попытку рассечь «украинское» и «советское». Таких попыток, как мы видим из последних событий, не прощают». Читать полностью
Валерия Новодворская
Украинские солдаты умирают за то, чтобы выжила их страна под названием Украина, чтобы она оторвалась от нашей проклятой, жалкой, рабской, злобной России. Уж я вам как уроженица этой России говорю, я знаю, что у нас здесь происходит.
Сегодняшний пароль свободных людей «Слава Украине!», а отзыв – «Героям слава!». Пожалуйста, спасите Украину и это единственное, что может спасти Россию.
Худой мир для Украины будет выглядеть плохо, и неизвестно, захочет ли молодое государство с него начинать новую жизнь. Конечно, худой мир лучше доброй ссоры, а чтобы закончить добрую ссору добрым миром, надо пролить очень много крови, и своей, и чужой, и иметь большой перевес в силах. Если бы Украина имела дело только с предателями-колорадами, с 20% фанатиков и идиотов совкового типа из Донбасса, то можно было бы позволить себе роскошь доброго мира.
Но Украина воюет с Россией, а такие европейцы, как историческая родина Гитлера, Австрия, видимо, впитавшая в себя в 1938 году логику капитулянтства и угодничества, а в 1945-м — избыточное лицемерие и прислужничество новым победителям, способны только на то, чтобы развязать руки агрессору. И все это ради баллончика газку со скидкой из «Южного потока». Хорошо, что у Гитлера не было нефти, а то фашизм, пожалуй, мог бы и восторжествовать. Ведь прошло 70 лет, и ради нового агрессора — России — Австрия предлагает сделать «исключеньице» (кто добывает, тот пусть и транспортирует). Полный текст
Андрей Зубов
Отрывок из статьи «Это уже было», опубликованной в газете «Ведомости» 1 марта 2014 года — за 16 дней до псевдореферендума в Крыму и за 18 дней до незаконного включения полуострова в состав РФ.
<…> Друзья! История повторяется. В Крыму действительно живут русские. Но разве кто-нибудь притеснял их там, разве там они были людьми второго сорта, без права на язык, на православную веру? От кого их надо защищать солдатам российской армии? Кто нападал на них? Ввод войск иностранного государства на территорию другого государства без его разрешения — это агрессия.
Захват парламента лицами в униформе без опознавательных знаков — это произвол. Принятие каких-либо решений парламентом Крыма в таких обстоятельствах — фарс. Сначала парламент захватили, премьера сменили на пророссийского, а потом этот новый премьер попросил у России помощи, когда помощники уже тут, уже день как контролируют полуостров. Как две капли воды похоже на аншлюс 1938 г. И даже референдум-плебисцит через месяц под дружественными штыками. Там — 10 апреля, здесь — 30 марта.
Просчитала ли российская власть все риски этой невероятной авантюры? Уверен, что нет. Как и Адольф Алоизович в свое время не просчитал. Просчитал бы — не метался по бункеру в апреле 1945 под русскими бомбами, не жрал бы ампулу с ядом.
А если Запад поступит не как Чемберлен с Деладье в 1938, а введет полное эмбарго на закупки российских энергоносителей и заморозит российские авуары в своих банках? Российская экономика, и так агонизирующая, рухнет в три месяца. И начнется смута здесь, по сравнению с которой майдан покажется райским садом.
А если крымские татары, которые категорически против русской власти, которые помнят, что эта власть сделала с ними в 1944 г. и как не пускала назад до 1988, если крымские татары обратятся за защитой своих интересов к единоверной и единокровной Турции? Ведь Турция не за три моря, а на другом берегу того же Черного. И Крымом владела подольше, чем Россия, — четыре века владела. Турки — не чемберлены и не деладье: они в июле 1974 г., защищая своих соплеменников, оккупировали 40% территории Кипра и, игнорируя все протесты, до сих пор поддерживают так называемую Турецкую Республику Северного Кипра, которую никто не признает, кроме них. Может быть, кому-то хочется иметь Турецкую Республику Южного Крыма? А ведь если горячие головы из крымских татар поднимутся на борьбу, то мусульманские радикалы со всего мира с радостью присоединятся к ним, а в особенности с Северного Кавказа и Поволжья. Не принесем ли мы бурю с крымских разоренных курортов в наш российский дом? Что нам — своих терактов мало?
И наконец, приобретя Крым, раздираемый внутренней распрей, мы навсегда потеряем народ Украины — украинцы не простят русским этого предательства никогда. Что, думаете, не будет, что это уж слишком, перемелется — мука будет? Не надейтесь, дорогие русские шовинисты. В конце XIX века сербы и хорваты считали себя одним народом, только разделенным границами, конфессией и графикой алфавита. Они стремились к единству — сколько книг было об этом написано ими тогда, умных, добрых книг. А сейчас мало найдется народов, столь озлобленных друг на друга, как сербы и хорваты. Сколько крови пролилось между ними, а все за какие-то кусочки земли, какие-то городки и долинки, в которых они могли бы жить вместе богато и радостно. Могли бы, да вот не сумели. Алчность до братской земли из братьев сделала врагов. А в повседневной жизни разве так не бывает? Стоит ли терять братский народ навсегда из-за призрачных вожделений? Да и раскол Русской церкви тогда уже неизбежен. Ее украинская половина отколется от московской навсегда.
Но еще более ужасным поражением обернется успех Кремля в присоединении Крыма. Если все легко получится, то завтра в Россию запросятся населенные русскими области Казахстана, там, глядишь, и Южная Осетия с Абхазией, и Северная Киргизия. За Австрией последовали Судеты, за Судетами — Мемель, за Мемелем — Польша, за Польшей — Франция, за Францией — Россия. Все начиналось с малого…
<…> Друзья! Нам надо опомниться и остановиться. Наши политики втягивают наш народ в страшную, в ужасающую авантюру. Исторический опыт говорит, что ничего не обойдется так. Мы не должны вестись, как повелись в свое время немцы на посулы Геббельса и Гитлера. Ради мира в нашей стране, ради ее действительного возрождения, ради мира и настоящей дружественности на пространствах России исторической, разделенной ныне на многие государства, скажем «нет» этой безумной и, главное, совершенно ненужной агрессии.
Мы потеряли столько жизней в ХХ веке, что единственно верным нашим принципом должен быть принцип, провозглашенный великим Солженицыным: сохранение народа. Сохранение народа, а не собирание земель. Земли собираются только кровью и слезами.
Ни крови, ни слез нам больше не надо!
Михаил Фишман
«У возвращения никуда не уходившего Владимира Путина отчетливый привкус неизбежной катастрофы. Ее время и формы, может быть, сложно предугадать в точности, но теперь вряд ли возможно предотвратить».
Forbes, 2011 год
Борис Акунин /
Григорий Чхартишвили
В России живут бок о бок два отдельных, нисколько не похожих народа, и народы эти с давних пор люто враждуют между собой.
Есть Мы и есть Они.
У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров.
У Них – свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин.
Друг друга представители двух наций распознают с первого взгляда и в ту же секунду испытывают приступ острой неприязни. Нам не нравится в Них всё: как Они выглядят, разговаривают, держатся, радуются и горюют, одеваются и раздеваются. Нас тошнит от их любимых певцов, фильмов и телепередач. Они платят Нам той же монетой, и ещё с переплатой.
Помимо Нас и Них есть просто люди, которые составляют большинство населения – и Мы с Ними постоянно пытаемся перетянуть это нирыбанимясо на свою сторону, приобщить к своим ценностям.
Б. Акунин в ходе диалога с М. Шишкиным в июле 2013 года.
Резолюция
Заявление Круглого стола 12 декабря к Маршу Мира 21-го сентября
(Резолюция Общероссийского Марша Мира 21-го сентября 2014 года)
Фото: Илья Варламов
Мы, граждане России, патриоты своей родины, уважающие закрепленные в нашей Конституции демократические ценности, считаем неприемлемой и губительной для нашей страны и ее народа осуществляемую политическим руководством преступную агрессию в отношении соседнего суверенного государства. Сама возможность этой агрессии стала результатом нечестных и несвободных выборов 2011—2012 гг., по итогам которых Путин и его окружение сконцентрировали огромную бесконтрольную власть, как исполнительную, так и законодательную и судебную. Одновременно причиной и следствием этой незаконной концентрации власти стал тотальный контроль со стороны власти избирательной системы, политического и информационного пространства. Презрение к праву всегда рождает чудовищ: в России стремительно формируется режим фашистского типа, по всем системным признакам сходный с режимами Муссолини и Франко.
Мы требуем:
1. прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины;
2. провести уголовное расследование по фактам незаконного понуждения со стороны властей РФ российских военнослужащих к участию в боевых действиях на Юго-Востоке Украины, приведшего многих из них к тяжким увечьям и даже гибели;
3. прекратить ложь и пропагандистскую истерику на федеральных телеканалах, прекратить шельмование и преследование граждан, публично осуждающих агрессию в Украине и аннексию Крыма, как «пятой колонны», дать им возможность свободно выражать и отстаивать свою точку зрения в СМИ;
4. прекратить принятие и отменить уже принятые так называемые антисанкционные меры, которые вызвали резкий рост цен на продукты питания, ограничили права граждан на их потребительский выбор;
5. прекратить торговую и газовую войну против Украины. Мы считаем необходимым проведение международного общественного расследования незаконных действий руководства страны по организации военной поддержки сепаратистам в Украине и антиконституционному использованию вооруженных сил РФ на территории соседнего суверенного государства без его согласия и без объявления ему войны.
Мы уверены, что все организаторы войны в Украине должны ответить за свои преступления как перед национальным, так и международным судом.
Людмила Алексеева, правозащитник, глава МХГ
Гарри Бардин, режиссер анимационного кино
Валерий Борщев, правозащитник, член МХГ
Сергей Гандлевский, поэт
Михаил Гельфанд, биоинформатик, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук
Леонид Гозман, общественный деятель, Фонд исторической перспективы
Сергей Давидис, политик, движение «Солидарность»
Андрей Зубов, историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук
Михаил Касьянов, политик, сопредседатель РПР-ПАРНАС
Евгений Киселев, журналист
Алексей Кондауров, генерал-лейтенант ФСБ в отставке, общественный деятель
Татьяна Лазарева, актриса
Аркадий Любарев, политолог
Владимир Мирзоев, режиссер театра и кино, сценограф
Борис Немцов, политик, сопредседатель РПР-ПАРНАС
Андрей Пионтковский, публицист
Александр Подрабинек, журналист, правозащитник
Лев Рубинштейн, поэт
Юрий Рыжов, академик РАН, общественный деятель
Александр Рыклин, журналист, член движения «Солидарность»
Зоя Светова, журналист, правозащитник
Георгий Сатаров, социолог, глава фонда ИНДЕМ
Игорь Харичев, политик
Петр Царьков, политик
Эрнст Черный, общественный деятель
Игорь Чубайс, философ
Илья Шаблинский, доктор наук, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и по правам человека
Сергей Шаров-Делоне, член «Комитета 6 мая»
Виктор Шендерович, публицист
Михаил Шнейдер, политик РПР-ПАРНАС
Игорь Яковенко, журналист