Евгению Холодову судят за то, что на антивоенной акции 24 февраля она ударила сотрудника полиции холщовой сумкой, в которой были непроверенные тетради. На митинге учительница пыталась вступиться за другую девушку, которую тащили в автозак, но сама оказалась на скамье подсудимых. Ей грозит до пяти лет тюрьмы.
«Это была не первая моя акция, я давно хожу. Но в этот раз мы собирались заранее пойти песни попеть у памятника Пушкину. Правда, не до песен уже было», — вспоминает Евгения. Добравшись до центра, она нашла своих знакомых. Народу было немного, не сравнить с акциями последних десяти лет. Даже на митингах за допуск независимых кандидатов к муниципальным выборам в 2019 году, по ее ощущениям, народу было больше.
Тем не менее, полиция сразу начала разгонять протестующих. Сначала прошел один сотрудник. Пытался всех прогнать с помощью мегафона. И уже после за ним побежало подкрепление, начались задержания. Последней мимо Евгении повели девушку. Она крикнула «Нет войне!» в лицо полицейскому — и он ее схватил. «Я подумала, что я не могу так это оставить. Я побежала за ними, приобняла полицейского за плечо, сказала: „А можно с вами в автозак?“» — по памяти восстанавливает сцену учительница.
Полицейский креатива не оценил. Оттолкнув Евгению, он сказал: «Держите дистанцию!». Евгению это зацепило. «Мне тяжело видеть насилие и быть свидетелем, молча проходить мимо. А оттаскивать и спасать девушку было глупо. Но после того, как он толкнул меня, я была возмущена», — заводясь вспоминает учительница. С криком: «Где ты был, когда меня грабили с ножом к горлу?!» — она ударила сотрудника сумкой по голове. В холщовой сумке лежали непроверенные тетрадки, Евгения не успела выложить их по пути с работы.
Позже сотрудник расценил этот жест как прямую агрессию. В материалах дела указано, что полицейский получил «рану размером менее 2 мм без следов крови на внутренней стороне губы».
Несмотря на то, что Евгению снимал на видео сотрудник в штатском, задержали ее практически случайно. Через несколько дней она снова гуляла на Пушкинской, в этот раз без каких-либо политических целей. «Моя подруга остановилась сфотографировать Пушкина [памятник] в окружении автозаков. Я сказала, что мы сейчас в одном из них и окажемся. Она сказала, что готова к этому», — вспоминает учительница.
Так и вышло. Сотрудники попросили двух женщин пройти в автозак, а после отправили в ОВД. В отделении Евгению продержали до ночи — фотографировали, пытались «откатать пальцы». Постоянно угрожали — сначала арестом на 15 суток, потом органами опеки. «Дома у вас ребенок один, значит — говорили мне. Сейчас мы к нему отправим опеку», — рассказывает Евгения, описывая неприятного, огромного сотрудника полиции.
Под арест Евгения не попала, но зато на следующий день к ней домой пришли два сотрудника Следственного комитета: «Я собиралась в школу, взяла с собой три баула тетрадок, не успела проверить, выхожу, а вот меня уже двое у лифта ждут».
В центральном аппарате Следственного комитета учительницу продержали целых 12 часов. За это время ей не предложили ни воды, ни еды, пришлось ждать до прибытия адвоката из «ОВД-Инфо»